Posted on

Аюрведа, три доши: вата, питта, капха

аюрведа, тридоши, аюрведа, тридоші

Основоположники Аюрведы считали, что мир состоит из пяти элементов, которые называются Панча-Махабхута (пять основных элементов). Их критерий выбора был основан на том, что элемент не должен «делиться на» новый материал. Они определили, что земля, вода, огонь, воздух и эфир неделимы и поэтому обозначили их как пять основных элементов (Панча-Махабхута). Согласно Аюрведе, тело человека тоже состояло из этих пяти элементов. Для того, чтобы понять физиологию тела полностью, Аюрведа допускает три основных фактора, которые называются тридоши (гармоничное соотношение дош в человеке), которые также называются биоматериалы, биофакторы или биоэнергетика.

К этим тридошам или биоматериалам относятся вата, питта и капха. Основными доминирующими элементами в вата, питта и капха являются воздух, огонь и земля, соответственно.

Согласно теории тридоши в теле человека происходит интенсивное взаимодействие твердых материальных субстратов, называемых капха, химическая активность (био-огонь) называемая питта и энергетический пул движения и перемещения, называемый вата. Эти три доши сосуществуют в заранее определенной пропорции и дополняют друг друга в общей работе всего организма, несмотря на свои противоположные свойства и задачи. Существование дош можно представить себе, как на макромолекулярном, так и на микромолекулярном уровне. Баланс в работе этих дош необходим для здоровья.

Согласно Аюрведе человеческое тело состоит из соматических дош (вата, пита, капха), психических компонентов (дош), тканей тела (дхатус) и продуктов жизнедеятельности (малас). Присутствует тесная взаимосвязь между соматическим и психологическим компонентами. Если один компонент несбалансированный, другие также будут несбалансированными. Несбалансированность или искажение ваты, питты или капхи считается основным фактором, который приводит к болезни.

В Аюрведе присутствует концепция агни (огонь) для всей пищеварительной и метаболической деятельности. Использование слова «огонь» можно объяснить, исходя из того факта, что огонь производит двуокись углерода в результате горения углеродного материала, а метаболизм углеродного питательного вещества в теле также производит двуокись углерода. Процессы пищеварения и впитывания называются пищеварительный огонь (паквагни), а энзимное действие, которое приводит к преобразованию питательных веществ в различные тканевые материалы, называется тканевый огонь (дхатвагни). Еда должна не только перевариться и впитаться в кишечнике, и циркулировать в плазме крови, но также должна впитаться клетками ткани, чтобы организм ее усвоил. Существует семь основных вспомогательных тканей (дхатус) в теле:

  • (1) плазма,
  • (2) кровь,
  • (3) мышечная ткань,
  • (4) костная ткань,
  • (5) жировая ткань,
  • (6) костный мозг и миелоидная ткань,
  • (7) репродуктивная ткань.

Все ткани состоят из клеток с разной структурой и назначением, соединенные с другими клетками посредством тончайшего канала или пор (сукшма сротас) для получения и распределения питательного вещества и выделяющегося конечного продукта обмена веществ. Это описание клеточной связи в Аюрведе соответствует современному пониманию межклеточного усвоения и выделения субстрата и метаболита. Также, все ткани имеют вещество, которое называется активатор, эссенция, или гормон (оджас) что имеет конкретные свойства и назначение (должен производить здоровую эссенцию).

Три доши

три доши, дош, доши, пита, вата, капха, три доші, дош, доші, піта, вата, капха

Вата

Вата буквально означает «воздух». Описание ваты в Аюрведе включает в себя следующее: сухое, холодное, светлое, проникающее, обильное, прозрачное, подобно шершавому небу и отвечает за все типы движения в теле, скорость, импульс, аромат. Вата является частью каждой клетки; однако основным местом положения ваты считаются:

  • – толстая кишка,
  • – поясница,
  • – икроножные мышцы,
  • – ухо,
  • – кости,
  • – суставы.

Некоторые органы тела имеют более высокий уровень биофактора ваты, чем другие, например, мозг, спинной мозг, автономная нервная система, моторная и сенсорная системы. Биофактор ваты отвечает за работу центральной, автономной и периферийной нервной системы. Вата контролирует респираторную, кровяную, лимфатическую, выделительную и репродуктивную системы, а также все типы движения. Она также отвечает за когнитивную функцию мозга и секрецию разных химических нейромедиаторов и гормонов. Это описание ваты подобно работе центральной, периферийной и автономной нервной системы.

Среди трех дошей, вата наиболее критична, поскольку контролирует питту и капху для того, чтобы выполнить различные психологические функции.

Питта

Вторая доша это питта, которая обозначает «агни» (огонь, тепловую энергию), а в Аюрведических текстах ее описание включает в себя:

  • – тепло,
  • – остроту,
  • – горечь,
  • – влажность.

Она отвечает за:

  • – аппетит,
  • – жажду,
  • – пищеварение,
  • – метаболизм,
  • – теплоту тела,
  • – нормальное зрение,
  • – мягкость тела,
  • – блеск,
  • – душевное спокойствие,
  • – интеллект.

Это описание питты напоминает пищеварение, метаболизм, окисление, слияние, восстановление, фосфорилирование, энзимы и гормоны. При том, что питта, как и вата, существует в каждой клетке организма, основными местами расположения питты считаются:

  • – желудок,
  • – двенадцатиперстная кишка,
  • – печень,
  • – селезёнка,
  • – поджелудочная железа,
  • – сердце,
  • – глаза,
  • – кожа.

Капха

Третья доша это капха, описанная в Аюрведе как сырой, стабильный, прохладный, тяжелый, мягкий и тонкий материал. Капха отвечает за:

  • – нормальный уровень влажности тела,
  • – стабильность суставов,
  • – прочность тела,
  • – пропорциональный размер и вес,
  • – силу,
  • – выносливость,
  • – храбрость.

Описание капхи напоминает лимфатическую систему, иммунную систему, телесный жир, слизистую и мукоидную систему. Капха уравновешивает питту в ее функциях, за счет предоставления основных материалов для преобразования в ткани организма. Питта вырабатывает тепло за счет ферментативной активности, в то время как капха обеспечивает возможность удаления тепла через кожу, легкие, мочу и стул с помощью жира, и жидкости.

Подводя итог, можно сказать что Аюрведа – традиционная система здравоохранения Индии, является полной и целостной системой здравоохранения, в которой описаны как предупреждающие, так и терапевтические аспекты. У нее есть определенная диагностическая система, которая касается всех физиологических функций и органов, а также определенных методов лечения и техник управления для каждой болезни. Хотя Аюрведа существует тысячи лет, многие основные принципы используются в современной медицине. Аюрведическая медицина богата относительно эффективными, безопасными и экономичными методами лечения. Используемые методы лечения оказывают помощь от многих хронических заболеваний.

В нашем интернет магазине Аюрведы представлена линейка диетических добавок от различных заболеваний. Все диетические добавки сделаны на основе лекарственных растений, не содержат генетически модифицированных организмов, характеризуются безопасностью и высокой эффективностью.